История брусчатки

Смысл брусчатки в уплотнении и укреплении пешеходного, или дорожного полотна, поэтому истоки культуры, традиций и способов изготовления каменных брусков для мощения следует искать в том сегменте истории, в котором возникла объективная необходимость сделать дорогу более плотной, чем она была до этого. Логично было бы считать, что такая необходимость зародилась после изобретения колеса, но факт использования копытных животных для вьючных и прочих перевозок говорит нам о более ранних временах применения брусчатки . Да и самые ранние модели колёс, сделанные их глины, датируются лишь V-м тысячелетием до н.э.

Брусчатка в Америке. Инки

Для организации вьючного транспорта и быстрого перемещения гонцов инки выстроили около 30 000 км дорог, самая длинная из которых составляет 6 600 км. Начинали это строительство более древние индейские цивилизации, наследниками культуры которых явились впоследствии инки. Строительство было прекращено в 15м веке в связи с нашествием конкистадоров, и в 2014г примерно 6 000 км оставшихся уцелевшими мощёных камнем участков внесено в список Всемирного наследия. Небезынтересен факт того, что инки явились наследниками цивилизаций более развитых технологически и существовавших на территории Перу, Чили, Эквадора и ряда других стран Южной Америки на протяжении нескольких тысяч лет. Из чего следует вывод: искусство изготовления брусчатки и мощения дорог перешло к инкам по наследству.

Брусчатка  в Европе. Трипольская культура

Культура Триполья, иначе называемая Кукутень, относится к неолиту и археологические образцы, которые можно видеть в музеях, свидетельствуют об очень высоком уровне технологий, на котором находилась цивилизация. А раскопки, которые не прекращаются и сегодня, явно этот уровень подтверждают. Ирригационные каналы, многоэтажные дома, дороги, мощёные обработанным камнем, брусчатка  — это показатели очень высокой степени технической культуры тогда как данная цивилизация уже существовала 7 500 лет назад.

Брусчатка на Востоке.

Цивилизация Шумеров, возникшая в долине Тигра и Евфрата, считается одной из самых древних вследствие того, что до наших дней сохранились два памятника шумерской письменности — «Энума Элиш» и «Эпос о Гильгамеше». В своих летописях шумеры сообщают о том, что они являются потомками более древних рас, населявших Землю, а технические достижения, которыми они владели — колесо, кирпич, письменность и прочее, лишь остатки знаний, сохранившихся после потопа. Шумеры строили города-государства, а для обеспечения сообщения между этими городами — дороги, мощёные камнем.

Тот факт, что современная наука предоставляет нам «открытий чудных» с каждым днём всё больше и больше, говорит о том, что самое интересное о брусчатке  ещё впереди. И если окажется, что мощение дорог брусчаткой придумали в Индии, или Китае, то значит данная версия сегодня вполне жизнеспособна. Ведь на территории этих стран также зарегистрированы случаи использования кирпича для мощения дорог ещё 5 000 лет назад, о чём любой желающий может почитать в Википедии.

Когда появилась брусчатка?

Гёбекли-Тепе

Личность того, кто уложил тёсаный камень в основание первой мощёной дороги навряд ли станет известна при нашей жизни, но сейчас можно сказать наверняка: этот тип жил задолго до того, как были заложены некоторые мегалитические храмовые комплексы, мощёные обработанным известняком, песчаником, или гранитом. А среди этих мегалитов есть такие, строительство которых начиналось 12 000 лет назад, например, храмовый комплекс Гёбекли-Тепе в Турции. На сегодняшний день от грунта освобождено только 5% комплекса, а для того чтобы войти в основную фазу изучения всего сооружения, по прогнозам археологов, потребуется ещё 50 лет!

О брусчатке в России

В течение последних столетий крупные города России видели много брусчаток разного типа и вида: каменные, деревянные, чугунные, бетонные. Сложенные из квадратных, прямоугольных, круглых и фигурных брусков, или элементов. Примеры:

Легенда о брусчатке
СУЩЕСТВУЕТ ЛЕГЕНДА, ОБЪЯСНЯЮЩАЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЮ БРУСЧАТКИ.

Прототип брусчатки

Больше всего на свете человек боится куда-нибудь провалиться. Особенно в грязь. Грязь всегда казалась ему источником зла, которое распространяют бездонные очаги жидкой земли.

И если для борьбы с мышами и прочими воришками, человек позвал кошку с собакой, то на войну с жидкой землёй ему пришлось искать более мощного и смелого союзника. Многие испытали свои силы в неравной борьбе с грязью, и лишь Броненосцу (см. рис.№1) это удалось — человек остался доволен тем, что вместо болота, перед его домом теперь — мощная спина Броненосца. Он так и назвал эту спину — мост.

Так и жили — кошка боролась с мышами, собака с ворами, а Броненосец — с грязью. Обеспечивая человеку безоблачное бытие.

Когда Земля налетела на небесную ось, все тяжёлые и крупные животные утонули в грязи, Броненосец окаменел, а человеку пришлось уйти туда, где жидкой земли не бывает, потому что она замерзла.

110 лет держались морозы…

А когда они кончились, вновь появилась жидкая земля, и древние страхи. Люди, коты и собаки пришли к Броненосцу, но тот молчал. И тогда человек решил сделать нового Броненосца сам, воспользовавшись образом своего окаменелого союзника.

Для исполнения этой задачи, он взял песок и глину, из которых сделал туловище, а камни, один-к-одному, он положил на спину, чтобы была мощной, как спина броненосца. Так и возникла первая, настоящая Брусчатка — орудие, комбайн, система для борьбы с грязью. Машина, одухотворенная образом Броненосца!

Мораль этой сказки в том, что и Броненосец и Брусчатка — суть Культура человека, его союзник в борьбе со злом, грязью — самым страшным своим врагом, не имеющим ни дна, ни лица, ни покрышки.
И вывод: чем больше настоящей брусчатки , тем меньше грязи, тем выше уровень культуры и благосостояния.